ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ :  

НБКИ кредитная история

Структура новой информационной части кредитной истории

Необходимость дополнить кредитную историю заемщиков еще четвертой информационной частью возникла после принятия от 21 декабря 2013 года Федерального закона «О потребительском кредите». В четвертой информационной части должна быть представлена та часть информации о заемщике (например, причины отказа в кредите), которая в основной части не публикуется.
Детали создания этой части кредитного досье обсудили на совещании, которое было проведено в конце 2013 года президентом Ассоциации российских банков Тосуняном, директором НБКИ Александром Викулиным, а также – топ менеджерами БКИ и банков и пришли к выводу, что информационную часть необходимо структурировать. Кроме того, финансисты решили отражать в данном разделе четкий перечень сведений, который появился лишь в начале мая 2014 года.

В тексте проекта указаний Центробанка «О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории», который оказался в распоряжении журнала «Коммерсант Ъ», говорится о том, что банки, согласно данному нормативно-правовому акту, приступить к формированию информационной части обязаны с 1 июля текущего года. Кроме того, перечень сведений, которые должны быть отражены в информационной части, также содержится в проекте.

Это:

1. Категория кредита. Позже будет приведена, в соответствии с требованиями Центробанка, классификация займов.
2. Способ получения ссуды.
3. Причина отказа в выдаче кредита. Сюда входит и отказ заемщика от кредита после одобрения его заявки.

При этом, согласия заемщика не требуется для получения сведений, содержащихся в информационной части, заинтересованными лицами, к которым относятся: банки Калининграда и других городов , микро финансовые организации, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Внесение таких изменений в структуру кредитной истории, как полагают участники рынка, в первую очередь будут полезны для банков, которые смогут сделать более эффективными свои скоринговые модели оценки заемщиков, оптимизируя их. Кроме того, сведения о клиенте, содержащиеся в информационной части, помогут сформировать о нем более точное представление. Например, отказ своего потенциального клиента от займа в другом банке банкирами будут оцениваться позитивно, что свидетельствует о высоком уровне финансовой грамотности клиента, который хочет выбрать наиболее выгодный кредит. И, как правило, мошенники получают все одобренные ссуды.

Кроме того, типы кредитов, за которыми ранее обращался заемщик, также интересуют банкиров. Например, о получении даже незначительных денежных средств любым способом свидетельствует то, когда заемщик подает заявки на кредитную карту, ссуду под залог недвижимости и кредит наличными. Это говорит о том, что такой заемщик или допускает просрочки из-за низкого уровня финансовой грамотности, или оказывается неблагонадежным. Если же клиент знаком с принципами кредитования, он стремится подобрать для себя оптимальный вариант и на один и тот же кредит подает несколько заявок.

Как отмечают банкиры, информативными для них являются и сведения о способах получения займа. Ведь люди, неуверенные в одобрении их заявки, часто обращаются за помощью к посредникам, которые за вознаграждение оказывают им помощь. Но банкиры предлагают убрать из категории «посредников» такие организации, которые обеспечивают выдачу POS-кредитов, в которых задействованы предприятия торгово-сервисной сети, а также владельцы торговых точек (индивидуальные предприниматели), так как, согласно договора, заключенного с банком, они предоставляют свои услуги клиентам бесплатно.

Представители НБКИ, которые и были инициаторами уточнений, поддерживают проект указаний Центробанка «О составе и порядке формирования информационной части НБКИ кредитной истории«. Олег Лагутин, генеральный директор бюро «Экви факс Кредит Сервис», заявил, что создание новой информационной части лишь усложняет работу организаций, поэтому не выгодно не только кредитным бюро, но и банкам. По мнению Лагутина информационную часть можно включить и в основное досье, ведь она, все же, нужна. Директор Объединенного кредитного бюро Виктория Белых считает, что в проекте указаний Центробанка по нововведениям интересы бюро кредитных историй не учтены, хотя они и полезны для банков. Доступ к различной информации о заемщиках, которую имеют право собирать БКИ, должен быть ограничен.

Кроме того, Виктория Белых озвучила те сведения о заемщиках, которые хотели бы получить ее коллеги:

1. Информация об образовании заемщика;
2. СНИЛС заемщика;
3. Контактные телефоны заемщика;
4. E-MAIL;
5. Место работы заемщика;
6. Уровень его доходов.

Последней информацией банкиры не готовы делиться с руководством Объединенного кредитного бюро, поэтому в этой части мнения расходятся.
Таким образом, сомнений не вызывает, что с 1 июля все же появится информационная часть кредитного досье, несмотря на то, что текст проекта указаний Центробанка может быть доработан или изменен.